• 7.1."Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).

             Правила игры:

    Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

             Ход игры:

    "Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные ребенок дети стоят на месте.
    Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

    Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

    Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
    Можно использовать задания на функцию объекта.
    Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
    Интересно использование заданий на временную зависимость.
    Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

    Живая и неживая системы.

    При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

    Развитие речи.

    При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)

    Математика.

    При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы.

    Ознакомление с предметами ближайшего окружения

    (младший дошкольный возраст)

    Например: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

    7.2."На что похоже" (с 3-летнего возраста).

             Цель:

    Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

             Правила игры:

    Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

    Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

    Ход игры:

    В: На что похож абажур?
    Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
    В: На что похожа улыбка?
    Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

    Ознакомление с окружающим миром.

    В: Половник.
    Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

    Неживая природа.

    В: На что похож дождь?
    Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
    В: А душ какой бывает?
    Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

    Изодеятельность.

    В: На что похожа коробка цветных карандашей?
    Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
    В: На что похожа кисть?
    Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).

    Ознакомление с окружающим миром.

    В: На что похож светофор?
    Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.
    В: Почему на магнитофон?
    Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.

    Развитие речи

    (при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).

    В: На что похожа иголка?
    Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
    В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
    Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

    Звуковая культура речи

    (при совершенствовании умения различать на слух звуки языка).

    В: На что похож звук "Р"?
    Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.
    В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).

    Музыкальное воспитание.

    В: На что похожа мелодия вальса?
    Д: На распускание цветка, на легкий шелест листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок.

    7.3."Теремок" (с 4-х лет).

             Правила игры:

    Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

    Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
    Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

    Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

             Ход игры.

    1 вариант:

    Ведущий - ребенок выбрал машину.
    Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?
    В: Это я, машина.
    Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?
    В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
    Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

    2 вариант:

    В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.
    Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.

    Музыкальное воспитание

    (при сравнительной характеристике разных жанров).

    1 вариант:

    Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
    В: Это я, марш. А ты кто?
    Д: А я вальс. Впусти меня к себе.
    В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш.
    Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения.

    2 вариант:

    Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
    В: Это я, марш. А ты кто?
    Д: А я вальс. Впусти меня к себе.
    В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша.
    Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм.

    Живая природа и неживая природа.

    Похожести у объектов живого мира.
    Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
    В: Это я, снегирь. А ты кто?
    Д: А я воробей. Пусти меня к себе!
    В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.
    Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.

    Различия у объектов живого мира.
    Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
    В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
    Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).
    Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.
    В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.
    Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.

    Математика

    (при закреплении геометрических фигур).

    Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
    В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
    Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
    Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
    В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
    Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

    Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

    В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

    Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

    Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

    Ознакомление с окружающим миром.

    В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
    Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе.
    В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку).
    Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.

    Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться и закрепляться понятия об общественных отношениях.

    7.4."Давай поменяемся " (для детей 5-7 лет).

             Правила игры:

    Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

             Ход игры:

    Р1: Я - часы. Я умею показывать время.
    Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее.
    Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.
    Р4: Я - машина. Я перевожу людей.
    В: Давайте поменяемся функциями.

    Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.

    Математика.

    Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
    Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
    Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
    Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
    В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

    Живая и неживая системы.

    Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.
    Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.
    Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
    Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.

    Неживая природа.

    Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
    Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
    Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
    Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.

    7.5."Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).

             Правила игры:

    Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

    Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию.

    Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта.

             Ход игры:

    В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
    Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон …
    В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
    Д: Умеет летать самолет, пчела, утка.
    В: А самолет сам летает?
    Д: Нет. Его человек ведет.
    В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
    Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы.
    В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

    Математика.

    В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

    Изодеятельность.

    В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы (изобразительные средства) оставляют следы на бумаге.
    Д: Кисть, если ее в краске смочить, пальцем можно рисовать, если в чернила или в краску опустить. Можно ручкой или фломастером рисовать. А также восковыми мелками.

    Неживая природа.

    В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков.
    Д: Ножницы, топор, плита …
    В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно.
    Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике.


    Источник: http://www.trizminsk.org/e/260015.htm



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Нетрадиционные техники рисования в детском саду - семинар Плетем просто и красиво

    Ребенок не рисует черный цвет Ребенок не рисует черный цвет Ребенок не рисует черный цвет Ребенок не рисует черный цвет Ребенок не рисует черный цвет Ребенок не рисует черный цвет