• Акварель. Лессировка

    Рисование методом лессировки относится, скорее к технике письма маслом, чем акварелью. Однако, в своё время, опробовав много способов рисования акварелью, а к основным из них можно отнести такие, как «отмывка», «по сырому», «по мокрому», всё же остановился на методе «лессировка». Этот метод комбинированный – он включает в себя все предыдущие, но отличается от них более глубокой прорисовкой этюдов, большим количеством промежуточных этапов, на которых можно отложить работу, а продолжить её в более удобное время, оживив, когда потребуется, то есть - «реанимировав» рисунок «живой» водой. Метод лессировки заключается в тщательном прорисовывании одних и тех же мест многократно, постепенно доводя рисунок до «кондиции». При этом происходит очень нежное смешивание красок, появляется возможность управлять оттенками в процессе рисования (изменять их), рисунок приобретает особую прозрачность, почти «живую» реалистичность, достигается более глубокая насыщенность светотеней, естественность передачи оттенков, появляется некая глубина пространства (это больше подходит к водному пространству), воздушность (если речь идёт о воздушной среде), то есть, реализуется в более полной мере одно из замечательных свойств акварели – прозрачность!

    Так как основные методы (классические) – «отмывка», «по сырому» и «по мокрому», входят как составные части в метод «лессировка», то сначала надо сказать несколько слов и о них.

    Итак, первый метод рисования акварелью, называемый «отмывкой», заключается в прописке рисунка сильно разбавленными водой красками, передающими основные отношения цветовых масс (пятен) натуры. Это первый этап данного способа. На втором этапе пропиской усиливают цвет полутонов, на третьем – в полную силу передают цвет теней и вводят детали. Каждый новый красочный слой наносят по просохшему слою. Освещённые выпуклости при этом оставляют не записанными до третьей прописки, иногда их слегка подсвечивают в соответствии с оттенками бликов в натуре (блики всегда цветные, как правило, но бывают и исключения – белые, правда, редко!).

    При наложении одного слоя на другой учитывайте влияние нижележащих слоёв на цвет новой прописки и используйте новые слои красок для получения необходимых оттенков. Края мазков можно смягчать влажной чистой кистью.
    Не бойтесь текучести акварельных мазков, а учитесь ею управлять. Если ваш планшет слегка наклонен, а образовавшийся подтёк устремился вниз – не отчаивайтесь, установите его горизонтально, тогда подтёк краски остановится, а сухой кистью преградите ему движение, проведя черту на его пути – этим вы ограничите его нежелательное «шествие» по бумаге. Если же планшет был горизонтален, то и тут сухая кисть выручит вас. Кистью, смоченной чистой водой, можно убрать ненужный мазок или его часть. Сухая же кисть «выпьет» из мазка излишек краски.
    В текучести и слиянии мазков – прелесть акварельной техники, если кистью водит опытная рука. В этой технике выгодно применять шероховатую бумагу (полуватман, лучше – ватман), по которой заливки получаются особенно сочными, так как между её зёрнами скапливаются насыщенные и прозрачные слои краски.

    Этим способом рисования я пользовался в тех случаях, когда мне приходилось выполнять работы акварелью в «обязаловку» - рисовать стенгазеты, плакаты, настенную агитацию и прочие «общественные нагрузки». Там приходилось покрывать красками большие «простыни», качества при этом большого не требовалось, а наглядность получалась очень даже ничего. Главное достоинство этого способа – быстрота. Хотя, если сказать честно: «Плакат, он и есть плакат!». Эта техника именно плакатная. Но ведь и плакат – это тоже произведение искусства и он тоже имеет право на жизнь!
    Способ работы акварелью «по сырому» заключается в следующем: раскладывая этюд в цвете, наносят каждый мазок рядом с предыдущим, но, не дав ему подсохнуть, при этом, захватывая следующим мазком предыдущий соседний, они сливаются, благодаря чему образуется мягкий переход. Этюд записывают быстро, стремясь закрыть весь лист до того, как подсохнут отдельные пятна. Чтобы замедлить высыхание красочных пятен, лессировка некоторые советуют добавлять в стакан с водой несколько капель глицерина. Я сам этим не пользовался из-за «экзотичности» вещества, но, думаю, люди зря советы давать не будут.

    Третий «классический» способ рисования акварелью (некоторые его называют «вторым способом работы по сырому», я же его называю – «по мокрому») заключается в следующем: перед работой лист покрывают чистой водой и дают подвянуть. Пишут по ещё влажному листу, благодаря чему получаются мягкие переходы оттенков. Если бумага натянута на стиратор, то поддерживать влажность листа поможет картон, сильно увлажнённый и прижатый снизу.

    Применима и смешанная техника, когда часть изображения прописывается отмывкой или способом «по сырому», а, например, небо с расплывчатыми лёгкими облаками или водная поверхность, покрытая волнами, пишутся по увлажнённой бумаге. Можно также при этом вливать один цвет в другой или ослаблять его прикосновением чистой полусухой кисти. Следует следить за тем, чтобы не появлялись непрозрачные, грязные по цвету пятна. Все неудачные участки живописи отмывайте чистой, сильно увлажнённой кистью. Но учтите, что отмывка не всегда удаётся полностью, поэтому от акварелиста (не путайте с кавалеристом!) требуется точность и уверенность в работе, тщательная проверка смесей пробами на отдельном листе бумаги (я для этой «операции» использую белую тарелку!). Если этюд получился несколько раздробленным в деталях или потерял свежесть, то его можно поправить, подставив под ровную струю воды из крана («оживить»). Излишне утолщённые слои красок смоются, оттенки обобщатся и смягчатся. Новой пропиской с учётом основных цветовых отношений этюду можно вернуть свежесть.

    При использовании любого способа акварельной техники соблюдайте единую для всех этюдов последовательность цветового решения «от общего к частному и опять к общему».

    И ещё: перед тем, как приступите к работе над картиной, снимите кольца, перстни, галстуки, бабочки, оденьте что-нибудь лёгкое, не обтягивающее тело – это послужит повышению качества создаваемого вами произведения, да и удовольствие от работы в этом случае вы получите гораздо большее!

    Теперь, несколько слов о подготовке к рисованию методом лессировки. Приготовьте лист ватмана формата А4 (или полуватмана, если полного ватмана нет под рукой) – именно на таком формате следует начинать работать акварелью, он не слишком мелкий и не очень крупный, как нельзя лучше подходит для рисования методом лессировки. Использовать бумагу лучше не из блокнота, либо альбома, а из набора для черчения (листы не соединены между собой). Как правило, первый (верхний) лист пакета не используйте – его часто трогают руками и на нём остаются отпечатки пальцев – они поначалу, вроде бы, не видны, но при нанесении на бумагу даже первого слоя акварели, тут же проявятся (для набросков и рисунков простым карандашом этот лист подойдёт – для этого его и используйте!)! Приготовьте стеклянную банку ёмкостью 0,75 литра, заполненную почти полностью чистой водой комнатной температуры (не забывайте на каждом этапе рисования менять воду на чистую!). Приготовьте как минимум три кисти – крупную, среднюю и мелкую (колонковую, беличью, а в качестве крупной можно использовать даже «ученическую» - из пластмассовой «щетины»). Краски краскам рознь – от их качества будет сильно зависть и качество вашего труда. Я предлагаю использовать акварельные краски «Нева», «Ленинградские» - как в тюбиках, так и выполненные в виде обычных плиток, таблеток и прочего разнообразия форм (так называемые «полусухие», можно – «медовые»). Если нет заводской палитры, то используйте для смешивания красок обыкновенную бытовую тарелку белого цвета из фарфора или фаянса, предварительно вымыв её с мылом и просушив (можно вытереть и полотенцем, но только чистым и свежевыстиранным!). И … мойте руки с мылом перед едой и … рисованием! Уделите некоторое время выбору предметов натуры и их композиции. Расставьте их так, как приятно вашему глазу – это значит, что и другим ваша картина тоже будет приятна. Выберите наиболее интересный ракурс (это будет ваш взгляд на видение реальности, ваш выбор, но именно этот ваш выбор и будут оценивать в дальнейшем «зрители»! И если он им понравится, то не исключено, что Вы станете их кумиром!). Ну вот, вы и готовы начинать … дерзать (не путать с глаголом «дерзить»!)!


    Рис.1. Натюрморт. Карандаш.
    Рис.2. Лист бумаги смочен водой.

    Ну, а теперь непосредственно о самом методе «лессировка». Этот метод рисования акварелью я мысленно разделил на десять этапов – десять прорисовок, десять слоёв постепенного наложения акварели. Нулевым этапом (собственно я его считаю подготовительным этапом, так как в нём акварель не используется – только простой карандаш) является прорисовка на листе ватмана (на «худой конец» – полуватмана) контуров предметов натюрморта (именно его мы будем писать в качестве примера использования способа «лессировка») простым карандашом (рис.1). Карандаш следует взять средней мягкости, например «Конструктор ТМ» (ТМ означает – твёрдо-мягкий), остро заточенный, ибо слишком твёрдый будет царапать бумагу, а сильно мягкий оставлять слишком «жирные» полосы. Контуры натюрморта прорисовываются слабо, так, чтобы впоследствии легко смылись водой и не просматривались под мазками краски. На предметах и общем фоне следует также слегка отметить кроме контуров и места расположения теней, полутеней, отражений, переотражений, бликов. Нужно слегка прорисовать и мелкие детали – это облегчит дальнейшую работу кистью. Не забывайте и о перспективе – чем дальше предмет, тем он видится мельче, все уходящие вдаль линии, даже если они невидимы, должны сходиться в одной точке «горизонта». Этот предварительный этап изображен на рисунке 1.

    Первый этап: лист бумаги (только его поверхность со стороны нанесения краски) смачивают под струёй воды. Места, откуда вода стекла, не увлажнив листа, более обильно прорабатывают широкой кистью, смоченной в чистой воде. Дают бумаге несколько минут подвянуть (слегка просохнуть). Обратите внимание: после «водной» процедуры карандашный набросок заметно уменьшил свою контрастность (рис.2). Используя широкую кисть, подбирают цветовую гамму для окружающего предметы фона, смешивая на палитре (тарелке) различные краски между собой – обычно, для получения нужного цвета, достаточно использовать два-три цвета (можно больше!). Краска при этом должна получиться очень бледной (раз в 10-15 слабее самой натуры). Прорисовывают сначала более светлые области, затем более тёмные пятна (тени, например). Если где-либо образуются резкие края мазков – их тут же размывают кистью, смоченной в чистой воде, резких переходов и краёв в мазке не должно быть. Не пытайтесь сразу на первом этапе добиваться какой-либо завершенности рисунка – оставьте это для последнего этапа. Образовавшиеся потёки удаляют «полусухой» кистью. Места, где должны находиться блики, следует оставить не тронутыми. После нанесения первого слоя краски в качестве фона, первый этап лессировки следует считать законченным. Красочному слою нужно дать 5 минут, чтобы подсохнуть – закрепиться. Если этого не сделать, то краска не успеет проникнуть в поры бумаги и при следующих нанесениях новых слоёв, либо смоется, либо превратится в некрасивые грязевые лужи. При очень активной попытке смыть последние, бумага может потерять своё качество – разрыхлится и пойдёт лохмотьями.


    Рис.3. 1 и 2 этапы рисования методом лессировки.

    Второй этап заключается в нанесении второго красочного слоя. При этом насыщенность цвета слегка усиливается. На рисунке 3 изображен результат сразу двух этапов – первого и второго (они отличаются только насыщенностью).

    Между вторым и третьим этапом можно сделать длительный «перекур», однако, если он слишком большой, то лист следует «оживить», ненадолго подставив его под струю чистой воды. Сам третий этап заключается в нанесении красочного слоя на предметы натюрморта. При этом краски должны иметь цвет натуры, но быть гораздо бледнее её. Прорисовав предметы, следует вернуться к прорисовке окружающего фона. Нанеся ещё один слой краски на него, листу бумаги дают подвянуть (5 минут) и приступают к четвёртому этапу. Он ничем особым не отличается от третьего этапа – наносится ещё один слой краски – контрастность рисунка усиливается. Результат третьего и четвёртого этапов показан на рисунке 4.


    Рис.4. Акварель. Метод лессировки. 3 и 4 этапы.

    После этого можно тоже сделать длительный перерыв, но, приступая к пятому этапу, не забудьте снова «оживить» натюрморт «живой» водой. Пятый этап – это продолжение четвёртого – наносится ещё один слой краски, тени, оттенки прорисовываются более глубоко. Краски при смешивании цветов применяют более насыщенные. На этом этапе следует помнить некоторые моменты, а именно: В натуре никогда нет в наличии резких (острых линий). Они могут быть только при переходе от яркого пространства (как грани), к тёмному, от одного цвета к другому, как нет в природе и чистого чёрного цвета – даже если ваш глаз и не замечает присутствия другого цвета в чёрном – он всё равно есть. Мозг человека воспринимает его как некую отличительную особенность – он может быть теплее, холоднее, мягче, жестче, насыщеннее, бархатнее и тому подобное. Хотя, бывают и редкие исключения, например, чёрная полоска под днищем предметов натюрморта. То же касается и белого цвета (вспомните блики!). На этом этапе в некоторых местах можете использовать кисть средних размеров.


    Рис.5. Акварель. Натюрморт. Лессировка 5 и 6 этапы.

    Шестой этап выполняется после небольшого пятиминутного «тайм-аута». Здесь действует правило: прорисовал общее, вернись к частному (к деталям – начинайте смело их прорисовывать!), а затем снова к общему и так далее, постепенно усиливая силу краски. На этом этапе рисования смелее используйте среднюю кисть. Результат пятого и шестого этапов показаны на рисунке 5. Теперь снова можно сделать большую «перемену» - длительный перерыв.


    Рис.6. Акварель. Натюрморт. Лессировка 7 и 8 этапы.

    Результат седьмого и восьмого этапов показан на рисунке 6. Не забудьте перед этим этапом «оживить» этюд, но делать это уже желательно не под струёй воды из крана, а смоченной крупной кистью, и не во всех местах, а тех, где Вы непосредственно сейчас планируете делать прорисовки. Кисть должна быть слегка влажной. Нетрудно заметить, что на этом этапе уже ярко выражены мелкие детали, окружающий фон предметов приобрёл свой реальный цвет, однако контрастность предметов ещё явно мала, не хватает чего-то … для полного «счастья», хотя рисунок уже и кажется почти завершенным. Начинайте на этих этапах использовать мелкую кисть. Между седьмым и восьмым этапами также следует сделать пятиминутный перерыв.


    Рис.7. Натюрморт. Акварель. Лессировка, завершающий 9 этап. Рубцов В.П.

    Девятый и десятый этапы являются завершающими. Они показаны на рисунке 7. Смелее используйте мелкую кисть, не забывая при этом и о средней. Ударьте ими по самым тёмным местам, подсветите различными цветовыми оттенками блики, оставив белыми их сверкающие места. Доведите до «кондиции» отражения и переотражения, если таковые имеются, а они имеются – не сомневайтесь, только не все и не всегда их замечают. Вот тут то и можете в некоторых местах применить «резкие» линии, например, под основаниями предметов, при прорисовывании веток деревьев, проводов электропередач и тому подобным. И вообще, помните: Все цвета всех предметов в натюрморте взаимодействуют между собой, обогащая оттенками друг друга, включая и окружающий предметы фон.


    Рис.8 Окончательный 10 этап натюрморта.

    Вот мы и закончили рисовать натюрморт с кофейником, кувшинчиком и чашкой. Помните, этапов при использовании метода лессировки должно быть не менее десяти. Не менее! Более быть может! Это не возбраняется и даже, желательно!

    Успехов Вам! 18.03.2010. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.


    Источник: http://parnasse.ru/blogs/klub-lyubitelei-zhivopisi-grafiki-i-priklodnogo-iskustva/lesirovka-urok-1.html



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ ЧАСТЬ 3 ПРОПИСКА ЛЕССИРОВКА Путь к искусству Домовёнок из ниток своими руками мастер класс

    Лессировка. рисовать могут все Лессировка. рисовать могут все Лессировка. рисовать могут все Лессировка. рисовать могут все Лессировка. рисовать могут все Лессировка. рисовать могут все Лессировка. рисовать могут все Лессировка. рисовать могут все